Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск

Консультация для родителей "ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК "

"Переплетение пальцев рук"<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Предложите ребёнку сложить руки в замок .

Тест должен выполняться быстро, без подготовки.Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей -левой.

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди.Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата,треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными,но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие,ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединенияне расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание сзакрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы,пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем не ведущей.Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцемза 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Заданиевыполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручнымдинамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука,превосходящая по силе не ведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определенияведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: политьцветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достатькниги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной ит.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданийлевую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однакоиспользовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется напервый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет,которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Мы рекомендуем использовать для определения ведущейруки систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные сучётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшегошкольного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеимируками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мыдаём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования былиобъективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-топроверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый долженсидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следуеткласть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левойруки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядомсо столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш,предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того какон закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Частодети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоитьмалыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой)рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всёверно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобнодержал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильносидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту,которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использоватьспичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагаютнесколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценкеэтого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной изкоробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрываеткоробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затемвыкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросатьи ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослыйпросит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно броситьмяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок,зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которойребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут бытьнеподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц несоответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото(карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой(как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использоватькарточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на серединустола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание:" Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой".Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, чтонарисовано на карточках.

Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы наиголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек(2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флаконили баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнурасредней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другаярука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку,т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило,использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания -составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держитскрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладываети поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Крометого, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можнопродублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретнымзаданием.

Для тогочтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такуютаблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

2.

+

3.

+

Если при выполнении задания ребёнок активнее работаетлевой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", припредпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаковоиспользует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу"Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье уребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки,дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет- в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе"Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если выполучили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первоезадание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то этоозначает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнятьлевой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма,следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлойконсультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукойребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбратьдополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французскаяисследовательница М.Озьяс:

1.     Почистить обувь щёткой.

2.     Вставить стержень в отверстиепуговицы, бусины и поднять её.

3.     Намотать нитку на катушку.

4.     Перелить воду из одного сосуда вдругой.

5.     Попасть иголкой в небольшую точку(можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в"Дартс").

6.     Отвинтить гайку рукой (ключом).Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

7.     Сложить мелкие детали (пуговицы,бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.

8.     Проколоть дырочки в листе бумаги(5-6 раз) иголкой, булавкой.

9.     Стереть ластиком предварительнонарисованные крестики.

10.                      Продетьнитку в иголку.

11.                      Стряхнуть ссебя соринки, пыль.

12.                      Капнуть изпипетки в узкое отверстие бутылочки.

13.                      Достатьбусинку ложкой из стакана.

14.                      Позвонить вколокольчик.

15.                      Закрыть,открыть застёжку-молнию.

16.                      Выпить водуиз стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно,обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, ненатренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки наддругой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет иправой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками,иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки вдругую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняетпроцесс формирования навыков письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители -придерживаются такой позиции: "какую руку чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело- выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют дажеспециальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е.бывают "графические левши" и "графические правши") и"бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90%случаев "графические левши" оказываются и "бытовымилевшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и вбытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаётсложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторыевозможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графическиеамбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками.Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали сраннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детейпроцесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотякачество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуютлевой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использованияпри письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки,нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учитьребёнка писать правой рукой

 

 

 

 

 

17 марта 2016 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.