Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск

Конспект НОД с элементами поисковой деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие с капелькой»


Воспитатель : Ливенцева С.В.

· Задачи

· Образовательные: Закрепление знаний о разнообразном состоянии воды, ее свойствах  ( прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы); ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; показать на опытах свойства воды, дать детям первые элементарные представления об агрегатных состояниях воды. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе; уточнить представления детей о природных водоисточниках. Формировать навыки поисково­исследовательской деятельности, умения делать выводы из наблюдений путем проведения самостоятельных экспериментов; дать понять о значимости воды для всего живого на Земле.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей через исследовательскую деятельность. Развивать мыслительную деятельность детей, любознательность, самостоятельность мышления, умение делать выводы, находить причинно-следственные связи . Развивать речь и речевой  слух, мелкую моторику рук ,  умение отгадывать загадки. Активизировать словарный запас детей , учить использовать в речи разные виды предложений , формулировать ответы на вопросы. Развивать двигательную  активности детей.

· Воспитательные: Воспитывать интерес к живой и неживой природе. Подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь, дать понятие о значимости воды в жизни человека, для всего  живого.

· Воспитывать  умение работать в группе, учитывать мнение партнера, вежливое общение друг с другом.

 

·  Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Путешествие с капелькой», аудио-запись «звуки воды»,  «шум дождя», «шум ручья», песня «Капелька прыг», колокольчик , надувной бассейн , губки по количеству детей ; инвентарь для опытов: бутылки с водой (по количеству детей), пустые стаканы, краски , кисточки, ложечки,  банка, кувшин, фужер, термос , лед , салфетки; бутылки с родниковой водой.

· Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека и всего живого; проведение экспериментов с водой; рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Круговорот воды в природе»; д/и «Вода- не вода»;чтение художественной литературы по теме «Вода»; отгадывание загадок ; рисование рисунков на тему «Царство Воды».

·  Интеграция образовательных направлений:

Познание, Развитие речи, Художественно-эстетическое, Социально- коммуникативное, Физическое.

·  Использование современных образовательных технологий:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Образовательная область: познавательно-исследовательская.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная,

Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе эксперимента с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята заходите в зал, у нас сегодня не совсем обычный день. К нам пришли гости, не волнуйтесь, а теперь давайте все вместе дружно поздороваемся с ними.

 Воспитатель.  

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера! (Дети дарят всем настроение , подув на ладошки).

Воспитатель: Ребята, вы слышите необыкновенные звуки?

Дети: Да. ( Звучит аудио запись «Звуки воды»)

Дети: Журчание ручья. Плещется водичка, шумит река, течет ручей и др.

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. Да правильно мы с вами слышим голос воды.  Ребята, эти необыкновенные звуки услышал наш гость. Посмотрите, кто к нам пришел?
(звучит музыка «капельки» , вбегает ребенок в голубом  костюме )

Здравствуйте, ребята.

Я водяная Капелька,

Я очень всем нужна.

Покапаю, покапаю -

Получится вода!

А капаю я так:

Кап-кап-кап.

Воспитатель: Наша Капелька много путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ведь что такое вода ? (Это много маленьких капелек).

И у воды есть  много секретов , которые она хотела бы вам рассказать и показать . Капелька приглашает нас, отправиться в путешествие вместе с ней.

Лишь только любознательным она

Завесу своей тайны приоткроет.

Изведай ты ее, познай сполна.

И водный мир тебе себя откроет.

 А готовы ли вы отправиться в путешествие капелька сейчас проверит.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть?

Дети: Капелька есть в ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами

кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она в реченьке бежит, журчит.

И следующее испытание, которое предлагает капелька, игра: «Вода - не вода» (дети стоят в кругу, ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде, дети поднимают одну руку; если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, руки поднимать не надо). Игра:  лужа,  кораблик, камень, река, озеро, дельфин, пробка, пингвин, пруд, книга, ручеек, ветер, океан. - Скажите, часто ли вы не поднимали руки? (нет, т.к. мало предметов и явлений, не связанных с водой.)

 Молодцы, ребята  вы хорошо отвечали на все вопросы  и думаю готовы к путешествию.

 Воспитатель :  Ну тогда нам пора отправляться в путь.

Вьется узкая тропа, в путь детей зовет она.

Впереди за поворотом ожидает ребята нас что-то

Мы сейчас в поход выходим (дети идут друг за другом выполняя разл.  дв.)

По тропинке в лес заходим. (СЛАЙД  лес , тропинка )

Встали горы на пути, надо горы обойти . (СЛАЙД горы)

Выросла трава высокой преградила путь дорогу,  ( СЛАЙД трава)

Выше ноги поднимай ,  на траву не наступай. (ходьба с высоким поднима-

нием колен)

Впереди ручей –отрада ,

Нам к нему как раз и надо.  (СЛАЙД  ручей)

Давайте присядем и послушаем песню ручейка. (Дети слушают  запись )

 Прячется вода под землёй, только люди её не видят, там она особенно чистая и прозрачная.  В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это хрустальный родник, который бежит по земле ручейком.  Именно отсюда наша Капелька и начала  свое путешествие, устремляясь все дальше и дальше вперед с множеством других капелек.
 Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим те места, где далее путешествовала наша Капелька, и назовем их. А поможете мне в этом вы отгадав загадки.

На веселую загадку вы увидите отгадку.  (Просмотр СЛАЙДОВ)

 Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река) (СЛАЙД  река)

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем) (СЛАЙД  море)

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (Океан) (СЛАЙД  океан)

Посреди поля лежит зеркало,

стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) (СЛАЙД  озеро)

Здесь кончается река, что течет издалека, и срываясь с высоты,

тонны падают воды (водопад) (СЛАЙД водопада)

Да наша капелька и здесь побывала.

А еще наша капелька большая шалунья.  Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы (СЛАЙД  роса и туман), то в прозрачный холодный лед или в белую пушистую снежинку (СЛАЙД  лед , снежинка),  то  в  иголочку инея  или морозный узор на окне . Лед, снег, иней, морозные узоры — что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька).  Капелька успевает путешествовать везде и по земле и  даже по небу. Но более всего нам знакома капелька дождя. А откуда же появляется дождь? ( Ответ : Из облаков). (СЛАЙДЫ  дождь , облако) Высоко в небе плывут облака, они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождём. Потому что облака – это много, много, много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается достаточно много, они становятся слишком тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождём.

 (СЛАЙД  двух туч)
- Дети, одинаковы ли эти две тучи? (одна – тёмно-синяя, тёмная, тяжёлая, грустная, скучная, вторая – бело-голубая, лёгкая, прозрачная, воздушная, весёлая)
Аутотренинг.
- Ребята, давайте попробуем изобразить две эти тучки, сначала тёмную и грустную, а потом – светлую, весёлую.
 -Капельке очень понравились ваши веселые тучки. И она  предлагает  нам ребята «создать» дождь.
Опыт: (на столе лежат влажные губки)
- На что эти губки похожи? Они напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба . Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети выска­зывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или лет­ний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным. (Дети сжимают губку, «дождь» не идёт, так как мало воды, затем добавляют немного воды, сжимают – несильный «дождик», наконец «облако» окунают в воду, поднимают – идёт сильный «дождь»).
- Вот так всё образуется в природе: собираются капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем.

Игровой практикум «Волшебная тучка»

-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в интересную игру, в которой мы вспомним одно из явлений природы. У меня есть волшебный колокольчик, как только он зазвенит, вы превратитесь в деток- капельки, а я в вашу волшебную маму- тучку.  Вы будете делать все , что я скажу. Капельки вам пора отправляться  в путь.(звучит музыка со звуками дождя).

 Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали

(дети сначала имитируют полет , а затем прыгают)

Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими  веселыми ручейками

(Дети взявшись за руки составляют ручейки)

Встретились ручейки и стали большой рекой

(дети соединяются в одну цепочку)

Плывут капельки к большой реке, путешествуют.

Текла , текла речка и попала в большой океан

(дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу)

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме тучке.

(дети разбегаются и рассаживаются вокруг воспитателя).

. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

-Звенит колокольчик, мы опять с вами -ребята.

-Как называется явление, в которое мы играли? Что это обозначает?

-Круговорот воды в природе.

Воспитатель. Давайте рассмотрим эту картинку и закрепим все, о чем мы услышали. Составим небольшую сказку про нашу капельку , а поможете мне в этом вы. ( СЛАЙД о круговороте)

Обобщающая сказка (рассказывается совместно с детьми)

Жила была маленькая капелька. Ее звали Капи . Жила она в роднике , где купалась, резвилась. Однажды ей стало скучно и решила она отправиться в путешествие. Сначала она попала в реку, а потом и в озеро, где было много других таких же маленьких и веселых капелек.  В это время стало солнышко припекать, превратилась Капи в пар и полетела на облачко. В это время проплывала дождевая тучка и капелька прыгнула на нее. Посидела чуть-чуть, увидела внизу елочки, превратилась в дождик и прыгнула на елочку, чтобы с ней поиграть. Внизу она увидела знакомый ручеек  и прыгнула в него, а из ручейка опять попала в  озеро. Вот так и путешествует Капи - то на небо облачком поднимется, то на землю дождиком упадет, а если уж зима то и снежинкой упадет.

А теперь давайте наши пальчики расскажут нам о путешествии нашей капельки.

Пальчиковая гимнастика «Круговорот воды в природе»

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап - дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

(Барабаним пальцами по голове, плечам - как угодно.)

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль- ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль- буль.!

(Бежим поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур - река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

(Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас - если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам - над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать).

-И в море большое-большое-большое впадает...

(Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове "большое" ведем руки обратно, на слове "впадает" - руки прижимаем к груди).

- А с моря в жару пар поднимается,

(Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть - встаем, тянемся за руками вверх).

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

(Тучку изображают сцепленные над головой руки).

- Кап-кап.

Сделаем с вами вывод:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход:

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь.

Вас ожидает везде и всегда

 Эта волшебница- вода.

А сейчас капля приглашает нас в свою волшебную лабораторию, где изучают воду и ее свойства , ведь вода таит в себе много тайн.. Сейчас мы туда отправимся.

Но сначала вспомним правило обращения с водой:

Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.

Вот мы попали в лабораторию воды!

(Дети подходят к столам для экспериментирования)

Ребята, так что же такое вода? (ответы детей)

Опыт №1. Вода – это жидкость. У нее нет формы.

Возьмите бутылочка  с водой  налейте  воду из бутылочки в стакана . Что происходит с водой? Вода льется. Почему? (ответы детей) Вывод: вода это жидкость, потому что она льется. Воспитатель переливает воду в другие сосуды. Дети делают вывод ,что вода принимает форму того сосуда, куда ее наливают. (вывод: вода не имеет формы)

Опыт №2: «У воды нет вкуса»

Предложить детям попробовать  воду. Есть ли у нее вкус? 

Вывод: чистая вода не имеет вкуса.

Опыт  №3: «У воды нет запаха»

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт №4: «Вода прозрачная»

Возьмите камушек опустите в стакан с чистой водой. Видно ли камушек? Вывод :чистая вода прозрачная.

Добавьте в воду краску кисточкой. А теперь хорошо ли видно камушек? Делаем вывод: вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Ребята к нам кто-то пришел. Да здесь посылка от Королевы Воды. А в ней  термос и лед. Как вы думаете почему она прислала нам именно эти предметы?

Опыт 5: «Пар – это тоже вода».

Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт 4: «Лед – твердая вода»

Возьмите льдинку в руки. Какой он . Твердый, холодный. Тает в руке.  Лед превращается в воду. А когда вода превращается в лед?

Вывод: Лёд -это тоже вода.

Воспитатель Сейчас мы будем заниматься  креотерапией. : Кто мне может объяснить значение слова креотерапия? (лечение холодом). Возьмите  в руки льдинку и  покатайте ее между ладонями , приговаривая стихотворение:

 Мы научимся ледок,

 Между пальцами катать,

 Это в школе нам поможет

 Буквы ровные писать.

 Дети вытирают руки.

Итак: мы можем сказать о воде, вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная. Она  может быть снегом,  льдом и паром).

-Да, работать в лаборатории это нелегкое дело. Давайте немного отдохнем и станцуем с капелькой.

(Ритмическая пауза «кап-кап»).

- Ребята , сегодня мы с вами сделали много интересного : рассказали о том где же  путешествует наша капелька, создавали дождь, побывали в лаборатории. Но у нашей капельки осталось к нам еще несколько вопросов.

- А знаете ли вы , кому нужна вода?

( Ответы детей, а затем показ слайдов).

-А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?

( Чтобы пить, готовить еду, вытирать пыль, поливать цветы, умываться и др).

-Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Вода необходима человеку  жизни. Но, к сожалению, часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно расходуем, загрязняем водоемы. Из-за этого гибнут живые существа. Болеют люди.

СЛАЙДЫ

Ребята как вы  думаете, должны  мы ее беречь? Если да, то как?

Все верно, пресной воды очень мало ведь  именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять - это наша главная цель. Ведь без воды невозможно прожить ни людям, ни животным, ни растениям. И хоть и много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера, моря.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Чтоб мы не боялись  и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая  в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель. Капельке очень понравилось проводить в вами время и она приготовила  подарок.( Капелька угощает детей чистой родниковой водой.) А чтобы вы не забывали капельку она дарит вам вот такие эмблемы. (наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка)

Релаксация «Отдых на море»:
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный тёплый день. Небо голубое, тёплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает всё тело: лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Вы улыбаетесь. У вас прекрасное настроение. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами на весь день.
Открываем глаза.
Капелька  говорит, что ей пора возвращаться к себе домой. Попрощаемся с ним. Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с.

 

 

6 августа 2018 в 12:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.