Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск
|
Конспект НОД с элементами поисковой деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие с капелькой»
Воспитатель : Ливенцева С.В. · Задачи · Образовательные: Закрепление знаний о разнообразном состоянии воды, ее свойствах ( прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы); ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; показать на опытах свойства воды, дать детям первые элементарные представления об агрегатных состояниях воды. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе; уточнить представления детей о природных водоисточниках. Формировать навыки поисковоисследовательской деятельности, умения делать выводы из наблюдений путем проведения самостоятельных экспериментов; дать понять о значимости воды для всего живого на Земле. Развивающие: Развивать познавательный интерес детей через исследовательскую деятельность. Развивать мыслительную деятельность детей, любознательность, самостоятельность мышления, умение делать выводы, находить причинно-следственные связи . Развивать речь и речевой слух, мелкую моторику рук , умение отгадывать загадки. Активизировать словарный запас детей , учить использовать в речи разные виды предложений , формулировать ответы на вопросы. Развивать двигательную активности детей.· Воспитательные: Воспитывать интерес к живой и неживой природе. Подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь, дать понятие о значимости воды в жизни человека, для всего живого. · Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнера, вежливое общение друг с другом.
· Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Путешествие с капелькой», аудио-запись «звуки воды», «шум дождя», «шум ручья», песня «Капелька прыг», колокольчик , надувной бассейн , губки по количеству детей ; инвентарь для опытов: бутылки с водой (по количеству детей), пустые стаканы, краски , кисточки, ложечки, банка, кувшин, фужер, термос , лед , салфетки; бутылки с родниковой водой. · Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека и всего живого; проведение экспериментов с водой; рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Круговорот воды в природе»; д/и «Вода- не вода»;чтение художественной литературы по теме «Вода»; отгадывание загадок ; рисование рисунков на тему «Царство Воды». · Интеграция образовательных направлений: Познание, Развитие речи, Художественно-эстетическое, Социально- коммуникативное, Физическое. · Использование современных образовательных технологий: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии. Образовательная область: познавательно-исследовательская. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе эксперимента с водой. Ход занятия. Воспитатель: Ребята заходите в зал, у нас сегодня не совсем обычный день. К нам пришли гости, не волнуйтесь, а теперь давайте все вместе дружно поздороваемся с ними.
Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди, вставайте с постели. Вся темнота расползлась по углам, Солнце встает и идет по домам. Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длиться до вечера! (Дети дарят всем настроение , подув на ладошки). Воспитатель: Ребята, вы слышите необыкновенные звуки?
Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. Да правильно мы с вами слышим голос воды. Ребята, эти необыкновенные звуки услышал наш гость. Посмотрите, кто к нам пришел?
Здравствуйте, ребята. Я водяная Капелька, Я очень всем нужна. Покапаю, покапаю - Получится вода! А капаю я так: Кап-кап-кап. Воспитатель: Наша Капелька много путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ведь что такое вода ? (Это много маленьких капелек). И у воды есть много секретов , которые она хотела бы вам рассказать и показать . Капелька приглашает нас, отправиться в путешествие вместе с ней. Лишь только любознательным она Завесу своей тайны приоткроет. Изведай ты ее, познай сполна. И водный мир тебе себя откроет. А готовы ли вы отправиться в путешествие капелька сейчас проверит. Воспитатель:
Она и в озере, и в лужице Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит Она в реченьке бежит, журчит. И следующее испытание, которое предлагает капелька, игра: «Вода - не вода» (дети стоят в кругу, ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде, дети поднимают одну руку; если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, руки поднимать не надо). Игра: лужа, кораблик, камень, река, озеро, дельфин, пробка, пингвин, пруд, книга, ручеек, ветер, океан. - Скажите, часто ли вы не поднимали руки? (нет, т.к. мало предметов и явлений, не связанных с водой.) Молодцы, ребята вы хорошо отвечали на все вопросы и думаю готовы к путешествию. Воспитатель : Ну тогда нам пора отправляться в путь. Вьется узкая тропа, в путь детей зовет она. Впереди за поворотом ожидает ребята нас что-то Мы сейчас в поход выходим (дети идут друг за другом выполняя разл. дв.) По тропинке в лес заходим. (СЛАЙД лес , тропинка ) Встали горы на пути, надо горы обойти . (СЛАЙД горы) Выросла трава высокой преградила путь дорогу, ( СЛАЙД трава) Выше ноги поднимай , на траву не наступай. (ходьба с высоким поднима- нием колен) Впереди ручей –отрада , Нам к нему как раз и надо. (СЛАЙД ручей) Давайте присядем и послушаем песню ручейка. (Дети слушают запись ) Прячется вода под землёй, только люди её не видят, там она особенно чистая и прозрачная. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это хрустальный родник, который бежит по земле ручейком. Именно отсюда наша Капелька и начала свое путешествие, устремляясь все дальше и дальше вперед с множеством других капелек.
На веселую загадку вы увидите отгадку. (Просмотр СЛАЙДОВ) Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река) (СЛАЙД река) В нём солёная вода.
Состоит он из морей.
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) (СЛАЙД озеро) Здесь кончается река, что течет издалека, и срываясь с высоты, тонны падают воды (водопад) (СЛАЙД водопада) Да наша капелька и здесь побывала. А еще наша капелька большая шалунья. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы (СЛАЙД роса и туман), то в прозрачный холодный лед или в белую пушистую снежинку (СЛАЙД лед , снежинка), то в иголочку инея или морозный узор на окне . Лед, снег, иней, морозные узоры — что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька). Капелька успевает путешествовать везде и по земле и даже по небу. Но более всего нам знакома капелька дождя. А откуда же появляется дождь? ( Ответ : Из облаков). (СЛАЙДЫ дождь , облако) Высоко в небе плывут облака, они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождём. Потому что облака – это много, много, много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается достаточно много, они становятся слишком тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождём. (СЛАЙД двух туч)
-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в интересную игру, в которой мы вспомним одно из явлений природы. У меня есть волшебный колокольчик, как только он зазвенит, вы превратитесь в деток- капельки, а я в вашу волшебную маму- тучку. Вы будете делать все , что я скажу. Капельки вам пора отправляться в путь.(звучит музыка со звуками дождя). Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали (дети сначала имитируют полет , а затем прыгают) Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Дети взявшись за руки составляют ручейки) Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку) Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла , текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме тучке. (дети разбегаются и рассаживаются вокруг воспитателя). . Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. -Звенит колокольчик, мы опять с вами -ребята. -Как называется явление, в которое мы играли? Что это обозначает? -Круговорот воды в природе. Воспитатель. Давайте рассмотрим эту картинку и закрепим все, о чем мы услышали. Составим небольшую сказку про нашу капельку , а поможете мне в этом вы. ( СЛАЙД о круговороте) Обобщающая сказка (рассказывается совместно с детьми) Жила была маленькая капелька. Ее звали Капи . Жила она в роднике , где купалась, резвилась. Однажды ей стало скучно и решила она отправиться в путешествие. Сначала она попала в реку, а потом и в озеро, где было много других таких же маленьких и веселых капелек. В это время стало солнышко припекать, превратилась Капи в пар и полетела на облачко. В это время проплывала дождевая тучка и капелька прыгнула на нее. Посидела чуть-чуть, увидела внизу елочки, превратилась в дождик и прыгнула на елочку, чтобы с ней поиграть. Внизу она увидела знакомый ручеек и прыгнула в него, а из ручейка опять попала в озеро. Вот так и путешествует Капи - то на небо облачком поднимется, то на землю дождиком упадет, а если уж зима то и снежинкой упадет. А теперь давайте наши пальчики расскажут нам о путешествии нашей капельки. Пальчиковая гимнастика «Круговорот воды в природе» - Кап-кап, кап-кап, кап-кап - дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. (Барабаним пальцами по голове, плечам - как угодно.) - Буль-буль, буль-буль, буль-буль- ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль- буль.! (Бежим поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам) - Жур-жур, жур-жур, жур-жур - река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур. (Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас - если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам - над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать). -И в море большое-большое-большое впадает... (Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове "большое" ведем руки обратно, на слове "впадает" - руки прижимаем к груди). - А с моря в жару пар поднимается, (Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть - встаем, тянемся за руками вверх). - К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. (Тучку изображают сцепленные над головой руки). - Кап-кап. Сделаем с вами вывод: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход: По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь. Вас ожидает везде и всегда Эта волшебница- вода. А сейчас капля приглашает нас в свою волшебную лабораторию, где изучают воду и ее свойства , ведь вода таит в себе много тайн.. Сейчас мы туда отправимся. Но сначала вспомним правило обращения с водой: Вода всегда и всем нужна,
Вот мы попали в лабораторию воды! (Дети подходят к столам для экспериментирования) Ребята, так что же такое вода? (ответы детей) Опыт №1. Вода – это жидкость. У нее нет формы. Возьмите бутылочка с водой налейте воду из бутылочки в стакана . Что происходит с водой? Вода льется. Почему? (ответы детей) Вывод: вода это жидкость, потому что она льется. Воспитатель переливает воду в другие сосуды. Дети делают вывод ,что вода принимает форму того сосуда, куда ее наливают. (вывод: вода не имеет формы) Опыт №2: «У воды нет вкуса» Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Вывод: чистая вода не имеет вкуса. Опыт №3: «У воды нет запаха» Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Вывод: чистая вода не имеет запаха. Опыт №4: «Вода прозрачная» Возьмите камушек опустите в стакан с чистой водой. Видно ли камушек? Вывод :чистая вода прозрачная. Добавьте в воду краску кисточкой. А теперь хорошо ли видно камушек? Делаем вывод: вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Ребята к нам кто-то пришел. Да здесь посылка от Королевы Воды. А в ней термос и лед. Как вы думаете почему она прислала нам именно эти предметы? Опыт 5: «Пар – это тоже вода». Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды. Вывод: пар – это тоже вода. Опыт 4: «Лед – твердая вода» Возьмите льдинку в руки. Какой он . Твердый, холодный. Тает в руке. Лед превращается в воду. А когда вода превращается в лед? Вывод: Лёд -это тоже вода. Воспитатель Сейчас мы будем заниматься креотерапией. : Кто мне может объяснить значение слова креотерапия? (лечение холодом). Возьмите в руки льдинку и покатайте ее между ладонями , приговаривая стихотворение: Мы научимся ледок, Между пальцами катать, Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. Дети вытирают руки. Итак: мы можем сказать о воде, вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная. Она может быть снегом, льдом и паром). -Да, работать в лаборатории это нелегкое дело. Давайте немного отдохнем и станцуем с капелькой. (Ритмическая пауза «кап-кап»). - Ребята , сегодня мы с вами сделали много интересного : рассказали о том где же путешествует наша капелька, создавали дождь, побывали в лаборатории. Но у нашей капельки осталось к нам еще несколько вопросов. - А знаете ли вы , кому нужна вода? ( Ответы детей, а затем показ слайдов). -А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?
-Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Вода необходима человеку жизни. Но, к сожалению, часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно расходуем, загрязняем водоемы. Из-за этого гибнут живые существа. Болеют люди. СЛАЙДЫ Ребята как вы думаете, должны мы ее беречь? Если да, то как? Все верно, пресной воды очень мало ведь именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять - это наша главная цель. Ведь без воды невозможно прожить ни людям, ни животным, ни растениям. И хоть и много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера, моря. Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Чтоб мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может вода, И жизнь на планете затихнет тогда. Воспитатель. Капельке очень понравилось проводить в вами время и она приготовила подарок.( Капелька угощает детей чистой родниковой водой.) А чтобы вы не забывали капельку она дарит вам вот такие эмблемы. (наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка) Релаксация «Отдых на море»:
6 августа 2018 в 12:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.