Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск
|
Уголок сенсорного развития «Теремок»
Воробьева А.В. – воспитатель, ДОУ Новоазовский ясли -сад №1«Теремок» Забугина О.С. – воспитатель, ДОУ Новоазовский ясли -сад №1«Теремок Дьякова С.В. – старший воспитатель, ДОУ Новоазовскийясли-сад №1 «Теремок»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » В. А. Сухомлинский.
Исследования педагогов и психологов показывают, что без сенсорноговоспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития,овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрастетрудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире,для совершенствования деятельностиорганов чувств.
Поэтому задача воспитателя состоит в необходи-мости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошколь-ников свидетельствует о недостаточном разви-тии сенсорных способностей удетей.
не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным натворческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, свысокоразвиты-ми сенсорными способностями. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой слабого развития кисти и пальцев у детей, отсутствиянавыков запоминания и усидчивости. Познакомившисьс материалами и современными стандартными пособиями для сенсорного воспитания детей, обратила внимание, что они имеют узкую направленность. Мы попыталась разрешить данное противоречие и обратилась киспользованию интегрированных пособий и созданию педагогических условий, обеспечивающих овладениеребенком сенсорной культуры. Одним изусловий для осуществления поставлен-ных задач, является организация предметно – развивающего пространства. В результате был создан «Центр сенсорногоразвития», в котором пособия иразвивающие тренажеры, сделанные своими руками. Основная часть Практико-методическаясторона организации предметно-развивающего пространства основывается на содержании программы «Отрождения до школы» под редакцией подредакцией Арутюнян Л.Н., Сипачевой Е.В., Губановой Н.В. В программе представлено содержание образования и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Новизна пособия заключается в комбинации многофункциональных модулей для сенсорногоразвития. В зоне « Теремок» все настенные и настольные пособия заменяются последовательно, от простого к сложному, меняется задание к одному и тому же модулю. С помощью этих тренажеров у детей развивается мышление,восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представлениео форме, цвете, количестве. Сенсорный центр представлен в виденескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей: «Восаду ли в огороде», «Теремок», «Во дворе», «Матрешки», «Замочки», «Варежки», «Ежики»,«Матрешки», «Снеговики», «Цветочнаяполянка», «Бабочки», « Отремонтируй паровозик», «Найди половинку», « Умные ручки», шнуровки,волшебные картинки, картинки с прищепкамии т.д. Значение предлагаемой игровой зоны сенсорного воспитаниясостоит в том, что: развивает наблюдательность; развивает внимание; обеспечивает освоение навыков учебнойдеятельности; обеспечивает усвоение сенсорныхэталонов (цвет, форма, величина, количество, речевых звуков); является основой для развитиявоображения; влияет на расширение словарного(активного, пассивного) запаса ребенка, развитие связной речи; влияет на развитие зрительной,слуховой, моторной, образной и др. видов памяти; позитивно влияет на эстетическоечувства; является основой дляинтеллектуального развития; Основнаяидея и новизна уголка «Теремок » заключается в систематизации и обобщениинетрадиционных игр и игрушек, пособий. Данный уголок дает возможность детям работатьсамостоятельно с сенсорным материалом в предметно-развивающей среде.Самостоятельно определять во что играть, творчески решать разные проблемы.Сенсорная зона предназначена стимуляции сенсорных функций (зрения, осязания,слуха, и тд). Развития мелкой моторики рук, стимуляции двигательной активности,снятия эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортногосамочувствия детей, создания положительного эмоционального фона, повышенияработоспособности ребенка, активизации мышления, внимания, восприятия, памяти,повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Месторасположения удобно для доступа детей, особое внимание уделено подборусенсорных объектов, они безопасны для жизни и здоровья ребенка. Уголок содержитпостоянные и съемные объекты, которые вносятся в зависимости от потребностей итемы, и используются в воспитательно – образовательном процессе, какорганизованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельно-игровой, поисково-эксперимен-тальнойдеятельности детей. Формируютвосприятие качеств предметов, учат совместной игре и взаимодействию вколлективе. Подробнееостановимся на пособии «Во саду ли в огороде» Цельпособия: - формировать уменияразличать основные цвета и их оттенки; - различать параметры величины ( длина, ширина); - развивать речевые навыки, словарный запас; -развивает воображение, эстетические чувств. Пособие помогает детям классифицировать предметы (по цвету, по размеры. и т.д.),развивает математические способности ( сколько морковок…), Вместе своспитателем, или самостоятельно ребенок придумывает историю о том, что выросло в огороде, сколько, для кого, и т.д. Пособиеиспользуется не только во времяорганизованной образовательной деятельности, но и в сюжетных играх («Магазин», «Дочки-матери»…), не только в совместной но и всамостоятельной деятельности. Настоящее пособие изготовлено из войлока, фетра, трикотажа, синтепона. Для начала подготовим «грядку» для нашего огорода. Для этогопотребуются коробка и коричневый трикотаж. Наружную сторону коробки красимкоричневой краской или обклеиваем коричневой бумагой. Из трикотажа делаемнебольшие валики. Размер валиков должен соответствовать размеру коробки, чтобыони в нее плотно вошли. Небольшие прямоугольники, сложить вдоль пополам лицевойстороной вовнутрь и прошить вдоль. Вывернуть, заполнить синтепоном. Делаемовощи. Дляморковки нам потребуются ткань оранжевого цвета и лист фетра зеленого цвета.Выкраиваем прямоугольник, складываем вдоль пополам и начинаем сшивать.Выворачиваем деталь на лице-вую сторону и наполняем заготовку синтепоном.Теперь зашиваем кончик морковки, а верх швом «вперед иголку» обходим по кругу.Затягиваем и закрепляем нить. Теперь делаем ботву для морко-ви. Теперьнеобходимо прикрепить веточки от ботвы к основанию морковки. Длясвеклы нам понадобятся ткань розового или фиолетового цвета и лист фетразеленого цвета. Вырезаем круг и делаем 4 надреза в виде треуголь-ников. Далеесшиваем все стороны вместе, проши-ваем нитью по верху края и одним движениемзатягиваем нить. Заполняем наполнителем, сши-ваем, оставляя маленькое отверстиедля лепестков. По такой же технике изготовили лук, баклажан,помидор. Огород решили украсить цветами. Ну а теперь сажаем наши овощи на подготовленной грядке иждем, пока они вырастут. Заключение В результате использования зоны сенсорного развития «Теремок», наши дошколята, нетолько получали эмоциональное удовольствие, но и в игровой форме расширяли свои знания и возможности. С помощью этих тренажеров у детей развивается мышление,восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, формируется представление оформе, цвете, количестве. Малыши третьегогода жизни освоили объем знанийпревосходящий программные требования. Дети с нескрываемыминтересом знакомятся с новымимодулями, пособиями, тренажерами. Раннее развитие несомненно приносит позитивныерезультаты. Привлечение к изготовлениюпособий родителей дает еще один позитивный штрих в воспитании дошколят. Родители в процессе работы становятся не толькопомощниками, но и единомышленниками.
Используемая литература:
Детство – Пресс ,2004 – 244с.
4. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорнойкультуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение ,1998 . - 144 с. 5. Венгер Л.А.Дидактические игры иупражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение ,1985 .- 96 с. 6. Никитин Б.П. Ступенькитворчества, или Развивающие игры.- 3-е изд.,
пособие для воспитателей детского сада.– М .: Просвещение , 1983 . 96 с 8. ХилтуненЕ. Монтессори – материал. – М.: Мастер ,1992 .- 80 с
6 августа 2018 в 14:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.