ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к уровню дошкольного образования.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).
Образовательная деятельность по Программе реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – Организация).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
1.2. Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре Программы (в том числе соотношению обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и ее объему;
2) условиям реализации Программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
3) результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
1.3. Стандарт разработан на основе Конституции Донецкой Народной Республики и законодательства Донецкой Народной Республики с учетом Международной Конвенции ООН о правах ребенка. В его основе заложены следующие основные принципы:
1) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, при этом самоценность детства понимается как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком сейчас;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)и детей;
3) сочетание уважения личности ребенка с разумной требовательностью к нему;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
5) сохранение детской субкультуры;
6) компетентностный подход к развитию личности, сбалансированность между знаниевой (приобретенные знания, умения и навыки) и личностной (сформированность интересов, личностных качеств и волевого поведения ребенка) составляющими;
7) формирование у детей целостной, реалистичной картины мира, основ научного мировоззрения, приоритет социально-нравственного развития.
1.4. Стандарт является основой для:
1) разработки и реализации Программы Организации;
2) разработки вариативных воспитательно-образовательных программ дошкольного образования;
3) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
4) выбора Организацией языка реализации Программы в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников дошкольного образования, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
1.5. В ходе реализации Стандарт учитывает:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее –Особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.6. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
2) обеспечение Донецкой Народной Республикой гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы, ее структуре и результатам ее освоения;
3) сохранение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики относительно уровня дошкольного образования;
4) повышение социального статуса дошкольного образования;
5) разностороннее развитие ребенка, задаваемое Стандартом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека;
6) сохранение преемственности дошкольного и начального общего образования через создание оптимальных психолого-педагогических, санитарно-гигиенических условий для реализации единой траектории развития ребенка.
1.7. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
6) формирования общей культуры личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.8. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;
3) содействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей, общественностью;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.9. Дошкольное образование может быть получено детьми в Организациях, а также вне Организаций, в форме семейного образования.
1.10. Дошкольное образование детей младенческого возраста (от рождения до 1,5лет) осуществляется в форме семейного образования. Родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в Организациях.
1.11. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
II. Требования к структуре Программы
2.1. Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.2. Программа направлена на:
1) создание условий для развития ребенка с учётом его способностей и возможностей, с целью позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности;
2) создание развивающей образовательной среды в Организации, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации развития детей.
2.3. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – Образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; традиционные семейные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие всех физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, сила, скорость), способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Обеспечение коррекционной составляющей Образовательных областей Программы является обязательным в системе развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.4. Конкретное содержание указанных Образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):
1) в раннем возрасте (1,5 года – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
2) для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
2.5. Содержание Программы в Организации отражает следующие аспекты развивающей предметно-пространственной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) характер взаимодействия со взрослыми;
2) характер взаимодействия с другими детьми;
3) систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
4) систему отношений к деятельности (игре, труду, общению, творчеству, учению).
2.6. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих Образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких Образовательных областях, видах деятельности, методики, формы организации образовательной работы.
2.7. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; объём части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.
2.8. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений Организации.
2.8.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.
Пояснительная записка должна раскрывать цели и задачи реализации Программы в Организации.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития обучающихся, а также особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.8.2. Содержательный раздел Программы включает:
1) Типовую образовательную программу дошкольного образования, утвержденную Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики;
2) вариативные воспитательно-образовательные программы, которые обеспечивают реализацию интересов обучающихся, их семей, общества и государства в целях разностороннего развития детей;
3) адаптированные образовательные программы (в случае их реализации в Организации);
4) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой;
5) описание деятельности Организации, направленной на реализацию принципов непрерывности и преемственности;
6) описание деятельности Организации по взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся.
2.8.2.1. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
1) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
2) способы и направления поддержки детской инициативы;
3) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
2.8.2.2. Программа должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
1) реализацию специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
2) выбор воспитательно-образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
3) сложившиеся традиции Организации.
2.8.2.3. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предполагается использование адаптированных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующего и комбинированного типа, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
2.8.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также специфику традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Часть Программы может быть представлена в виде ссылок, позволяющих ознакомиться с содержанием, выбранных участниками образовательных отношений, воспитательно-образовательных программ, адаптированных образовательных программ, методик, форм организации образовательной работы.
III. Требования к результатам освоения Программы
3.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов уровней развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Донецкой Народной Республике, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
3.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и типа Организации.
3.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
3.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
1) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования общих для всего образовательного пространства Донецкой Народной Республики;
2) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Донецкой Народной Республики;
3) решения задач: формирования Программы Организации; анализа, планирования профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников; взаимодействия с семьями, общественностью;
4) изучения характеристик образования детей дошкольного возраста.
3.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
1) оценку качества образования;
2) оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности дошкольного образования детей);
3) аттестацию педагогических кадров;
4) распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников.
3.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
3.6.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
3) владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
5) проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
6) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
7) стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.), у ребенка развита крупная моторика.
3.6.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2) ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5) у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6) ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
IV. Требования к условиям реализации Программы
4.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим, финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать разностороннее развитие личности детей во всех основных Образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для вариативности дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
4.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы:
4.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
4.2.2. Для получения качественного дошкольного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей форм, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории и/или профессиональной коррекции особенностей его развития), оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей.Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
4.2.4. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
4.2.5. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников дошкольного образования, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
4.2.6. Для коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей.
4.2.7. Организация должна создавать возможности для:
1) предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности, в том числе в информационной среде;
2) обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
4.2.8. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам в Донецкой Народной Республике.
4.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
4.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
4.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
4.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учетнационально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возрастных и половозрастных особенностей детей, создание необходимых условий в случае организации инклюзивного образования.
4.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
4.3.4.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
1) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
2) двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;
3) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
4) возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
4.3.4.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
4.3.4.3. Полифункциональность материалов предполагает:
1) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
2) наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4.3.4.4. Вариативность среды предполагает:
1) наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4.3.4.5. Доступность среды предполагает:
1) доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
3) исправность и сохранность материалов и оборудования.
4.3.4.6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы:
4.4.1. Реализация Программы в Организации обеспечивается всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение всеми сотрудниками в течение всего времени ее реализации в Организации.
4.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий социальной ситуации развития детей, обозначенных в пп. 4.2.4.,п. 4.2. настоящего Стандарта.
4.4.3. При работе в группах комбинированного и компенсирующего типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Организации должны быть предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья обучающихся, в том числе ассистентов (помощников, тьюторов), оказывающих детям необходимую помощь.
4.5. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) требования к материально-техническому обеспечению Программы;
5) оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой.
4.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы предполагают финансовое обеспечение гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования, которое осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов Донецкой Народной Республики, на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами Донецкой Народной Республики.
Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления Организацией:
1) расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
2) расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно- пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3) расходов на охрану и укрепление здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря.
4) оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
5) расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
6) иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
Заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
Г.А. Черноводская