Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск

Адаптационный период в детском саду


С 01.09. 2016 в нашем детском саду начался приемдетей в ясельные группы. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Онидеятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одноудовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Чтодля этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональноеблагополучие малыша.

Детский сад - новый период вжизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу,но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а передвходом в группу начинают капризничать и плакать. Чтобы благополучно миноватьпериод адаптации предлагаем консультацию для родителей.

Адаптация - это приспособление организма к новойобстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещёнеизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптациявключает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит отпсихофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейныхотношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытываетпотребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась. В этомвозрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец дляподражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании исотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в томже. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться кдетскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурныйпротест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоциональночувствительный.

Если ребёнок единственный в семье, частоболеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно бытьпостепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем иребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению ивернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка нанепродолжительное время и в зависимости от поведения ребёнка это времяпостепенно увеличивать.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА
К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

Убедитесь в собственной уверенности в том, чтодетский сад необходим Вашему ребёнку именно сейчас. Вместе с тем, главныйкритерий готовности малыша - готовность его родителей. Если кто-то из членовсемьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, покародители не объединятся в своём желании.

Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачемтуда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни вкоем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто опредстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек илипросто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад - это зло, слёзы иболячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнкана грядущие перемены.

Проходя мимо детского сада, радостно напоминайтеребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малышарассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Выгордитесь тем, что его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детскомсаду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнеебудет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее иувереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдёт в сад. Детей пугаетнеизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и былообещано, они чувствуют себя уверенно.

Готовьте ребёнка к общению с другими детьми ивзрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре впесочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей,наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся илиже легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению,раскован.

Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том,к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этомважно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первомутребованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуациидома.

Приготовьте вместе с ребёнком "Радостнуюкоробочку", с которой он отправится в детский сад: положите туданебольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которыенравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все:ребёнок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малышчувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома итепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тожебудут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда умалыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится вновом коллективе, подружится с ребятами.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращатьсяк ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, своиигрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместнойпрогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться сдетьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сампосле прогулки попросится в группу.

Чем больше друзей (детей и взрослых) появится уВашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду. Помогите ему вэтом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнкапо именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйтеобращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детскийсад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает онс этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей ипорешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительныерезультаты.

А теперь очень важный момент. Поймите изапомните: чем лучше будут Ваши отношения своспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще Вашему ребёнкубудет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себячувствовать.

Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группызаранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что емунравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка

Будьте снисходительны и терпимы кдругим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию,тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощьюспециалистов.

В присутствии ребёнка избегайте критическихзамечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнкадетским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. ЕслиВы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет,постарайтесь почаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать овоспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая,заботливая и т.д.

В период адаптации поддерживайте малышаэмоционально. Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтомукомпенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте.Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно.Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешьи становится интересно. У тебя всё получится".

Разработайте вместе с ребёнкомнесложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет прощеотпускать Вас.

Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что увас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь. Вашстарший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенныйгость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделаввывод, что вы предпочитаете ему новорождённого. Поэтому если вы, ожидаяребенка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, допоявления малыша.

Самое главное назначение детского сада в том,чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы нибыл детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, чтоон заменяет семью.

Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнкуможет потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности ипланы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроитьсяпод особенности адаптации своего малыша.

Всем нам необходимо помнить, что для ребёнка детскийсадик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением иновыми отношениями. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи идрузьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой ишумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количествачужих людей – основные источники напряжения для крохи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДНЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА,
КОГДА ВЫ УЖЕ ОСТАВЛЯЕТЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, чтоВам пора идти Поцелуйте его, словно ничего не происходит, иуходите, не задерживаясь

Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе,обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодняожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, чторебёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой...)

Скажите ребёнку, как он может определить время,когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьтеобязательно точны при этом

Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь

Будьте терпеливы. Помните, малышу намноготяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.

Мы все гордимся успехами наших детей. И очень хорошознаем, как порой нелегко даются им (да и нам самим тоже) некоторые илидаже большинство из них. Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизнималыша - это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой"внешний" мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома,песочницы во дворе. Вхождение и уже более-менее самостоятельное освоение,передвижение и действие в нём - тоже правильное, осмысленное и познавательное.

Самые первые навыки продолжительного общения сосверстниками, воспитателями, взрослыми, - несомненно, образуют главнуюоснову для дальнейшей социализации ребёнка и успешности его дальнейшей жизни вцелом. Поэтому наша с Вами задача, товарищи родители, - совместными усилиями,терпением, предупредительностью, с поддержкой, добротой, вниманием и любовьюпомочь ребятишкам освоиться в самом начале этой совершенно новой для нихдороги, по которой им предстоит идти дальше по жизни - за удачей, успехом исчастьем.

15 апреля 2020 в 14:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.