Новоазовский я/с №1 Теремок,город Новоазовск
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 10756.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Светлана Дьякова (УИ №363038, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Основная образовательная программа МДОУ
https://vk.com/doc197864696_599951826?hash=b4aeb253f59f188c37&dl=0cc680f65a1f4788b9
СОДЕРЖАНИЕ
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 96 2.2.2.Модель образовательного процесса в ДОУ. Методы и приемы организации обучения. 98 2.2.3.Распределение различных видов детской деятельности в течение дня. 100 2.2.4.Формы работы по образовательным областям. 104 2.2.5. Система физкультурно-оздоровительной работы. Модель физкультурно– оздоровительной деятельности. 111 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы. 129 2.5.Взаимодействие детского сада с семьей. 130 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 136 3.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса 147 3.4. Особенности традиционных событий, праздников , мероприятий. 151 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 1.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоазовский ясли-сад № 1 «Теремок» администрации города Новоазовска функционирует с 1964 года.
1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа (далее программа) является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность учреждения. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, исходя из требований образовательной программы, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей). Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка- физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое. Реализуется Программа не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности. Основная образовательная программа МДОУ «Новоазовский ясли-сад №1 «Теремок» разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н,, Сипачева Е.В.Макеенко Е.П., Котова Л.Н,Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с. и с использованием вариативных программ: «Будем здоровы» авторВетер Л.Н.; «Сердце на ладошке» составители: Туженкова Ю.А., Костенко Е.П. Главная задача данного программного документа - помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями: Закона «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики No I-233П-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР No 287от 04.04.2018) Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР, утвержденной приказом Министерства образования и науки ДНР от 03.08.2016г. № 843; Приказа МОН ДНР №287 от 04.94.2018 «Об утверждении Государственного стандарта дошкольного образования»; Закона ДНР «О внесении изменений в Закон об образовании», принят Народным Советом ДНР 04.03.2016г. Приказа №23 от 29.01.2015 ИОН ДНР «об утверждении Типового положения о дошкольном образовании» Типового положения о дошкольном образовании в ДНР; Закона ДНР «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения (Постиновление № 1-123 П-НС)»; Приказа №390 от 10.08.2015 МОН ДНР «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» Инвариативная часть реализует обязательную часть Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» (Приказ Министерства образования и науки ДНР от 23.08.2018 № 725). Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Вариативная часть программы направлена на реализацию регионального компонента и учитывает актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях. Программа направлена на: · создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; · на создание развивающей образовательной среды, которая способствует социализации и индивидуализации детей; Программа учитывает: · индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие разные условия получения им образования; · возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель: Обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по освоению образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Задачи: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (программы дошкольного и начального общего образования). Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.4. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ. Программа разработана на основе Конституции, законодательства ДНР и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которых заложены следующие международные принципы: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников МДОУ и детей). Уважение личности ребенка. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования: · полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; · построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивидуализация дошкольного образования; · содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; · поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; · сотрудничество МДОУ с семьей; · приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; · формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; · соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей; · учет этнокультурной ситуации развития детей. Реализация целей и задач программы опирается на систему психолого-педагогических принципов, подчеркивающих значение дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка: а) Личностно - ориентированные принципы: Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип педагогики диалога: ребенок со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. б) Культурно- ориентированные принципы: Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. в) Деятельностно - ориентированные принципы: Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
1.5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Построение учебно-воспитательного процесса осуществляется через учебный план, рассчитанный на 37 недель, с сентября по май. Организованная образовательная деятельность начинается с 1 сентября: · 1 сентября – 31 мая – учебный период: · 1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности МДОУ «Новоазовский ясли-сад №1 «Теремок» по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2020-2021 уч.г.
1.6. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Приоритетным направлением образовательной деятельности МДОУ «Новоазовский ясли-сад №1 является сохранение и укрепление здоровья посредством здоровьесберегающих технологий . Формирование основ культуры здорового образа жизни у дошкольников. осуществляется по вариативной программе «Будем здоровы» авторВетер Л.Н., которая направлена на формирование у дошкольников истоков валеологического мировосприятия, элементарных навыков и мотивации здорового образа жизни. В основе многих практических материалов, представленных в дидактических приложениях к Программе «Будем здоровы», лежат принципы «развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева. Задача педагога — воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Содержание предмета валеологии должно быть преимущественно позитивным, то есть в информационно-просветительской работе педагога акцент надо делать на разъяснение того, как достичь душевного и физического здоровья, повысить жизнестойкость организма к внешним факторам. Основной формой валеологического обучения детей дошкольного возраста являются интегрированные занятия, в которых специальные знания органично вписываются в информационный или практический материал основного вида занятия. Две трети занятий по валеологии целесообразно координировать с другими видами деятельности, но не следует отбрасывать специальные занятия по валеологии. Эти занятия следует проводить тогда, когда предлагаемый материал валеологического направления невозможно соединить с другим. Программа ориентируется на основное содержание Государственного образовательного стандарта дошкольного образования донецкой Народной Республики по формированию здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста. Содержание программы освещает основные вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Программа направлена: · на формирование практических умений и навыков в укреплении здоровья человека; · на формирование элементарных представлений, понятий и знаний о составных здоровья и влиянии на него природного окружения; · на воспитание у детей интереса к своему здоровью, и желание вести здоровый образ жизни. Целью программы является: · формирование валеологической культуры дошкольников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни; · проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма; · развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих; · внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, с целью оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Задачи программы рассчитаны на то, чтобы: · формировать здоровьесберегающее сознание детей, а также здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний; · формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни; · на развитие знаний и умений направленных на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья, умение проектировать собственный вариант здорового образа жизни; · воспитывать оценочное здоровьесохраняющее мировоззрение, т. е. развивать умение рассуждать о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека; * · воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни; · активизировать деятельность, направленную на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата; · содействовать сохранению и укреплению здоровья; · учить детей строить коллективные взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми; · развивать внимание, организованность, воображение, фантазию. Программа реализуется через: · Специально-организованное обучение. Занятия из программы включены в цикл занятий «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в неделю что обозначается в перспективно-тематическом плане. · Совместную деятельность педагога с детьми по темам программы. Темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. · Организацию здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей моделированию вариантов здорового образа жизни. · Работу с родителями. предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для развития культуры здоровья в семье и включает разные формы работы. · Диагностику. В ней разработаны критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования. Концептуальные положения, на которых основана программа: · интеллектуальное и нравственное развитие ребенка; · формирование творческого потенциала личности; · формирование знаний о человеке; · последовательное введение ребенка в социальный мир; · формирование знаний о социальной действительности. Важным направлением работы МДОУ можно считать сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, стремящейся к духовному росту, доброте, приобщение детей дошкольного возраста к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания. Данное направление осуществляется по вариативной программе «Сердце на ладошке» составители: Туженкова Ю.А., Костенко Е.П. Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в программе, успешно интегрируются с образовательными областями Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» и обеспечивают развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях: · социально-коммуникативное развитие; · познавательное развитие; · речевое развитие; · художественно-эстетическое развитие; · физическое развитие Цель программы: · Создать единое образовательное пространство «дошкольное учреждение - семья - дети» с целью обеспечения духовно-нравственного развития детей; · Обеспечить условия, побуждающие педагогов к объединению усилий с родителями для достижения положительных результатов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; · Формировать духовно-нравственные ценности, ориентиры, убеждения дошкольников и создавать условия для повышения уровня их нравственной активности. Задачи программы: · Выяснить готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию дошкольников. · Выявить интересы и знания родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. · Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам воспитанников на основании наблюдения за поведением детей. · Усовершенствовать знания педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; · Обеспечить педагогов научно-методической информацией о современных формах, средства и методы формирования у детей общечеловеческих моральных качеств и христианских добродетелей; · Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через практическое внедрение в практику работы полученных знаний; · Повышать мотивацию осуществления системы работы по духовно-нравственному воспитанию. · Воспитание основ духовно-нравственной направленности у детей дошкольного возраста · Формировать у детей представления о важности мира семьи для человека, о ценности внутрисемейных отношений Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота». · формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким — маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. · Знакомить с историей возникновения города Новоазовска. Формировать представления детей о символах Донецкой Народной Республики, отличительных знаков -Герб, Гимн, Флаг. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения. · Расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники. · Формировать у детей представление о труде, подвести детей к пониманию, что человек славен трудом. Формировать положительное отношение к труду. · Помогать детям усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, следовать за добрым влечением сердца и совести. Стремление проявлять добро и милосердие разными способами. Учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей, передавать свои положительные эмоции другим. · Знакомить детей с устным народным творчеством. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником духовно- нравственного развития детей. · Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; · Привлечь родителей к учебно-воспитательной работе дошкольного учебного заведения путем обсуждения и решения общих проблем и конкретных вопросов и задач духовно-нравственного воспитания; · Способствовать формированию доверительных отношений и демократического стиля общения взрослых с детьми в семье. 1.7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования следует рассматривать как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
· Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. · Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. · Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. · Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. · Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. · Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. · Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. · Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. · С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно- ролевых играх. · Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). · У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. · Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. · Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. · Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. · Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. · Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. · Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать ситуации и адекватно их оценивать. · Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. · У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, обладает основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. · Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело. · Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. · Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте. · Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.). · Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. · Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. · Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. · Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность Предполагаемые результаты от внедрения программы «Будем здоровы»: · дети будут понимать ценность здоровья человека, зависимость состояния здоровья от окружающей среды и поведения в природе; · будут знать названия наиболее распространенных болезней их признаки, причины возникновения и меры профилактики; · познают чувство сострадания, желание помочь больному человеку добрым словом, вниманием; · будут иметь элементарное представление о строении и функциях жизненно важных органов человека; · смогут различать полезные и вредные продукты как растительного, так и животного происхождения, будут отдавать предпочтение полезной, здоровой пище; · осознают, что положительные эмоции позитивно влияют на самочувствие человека; · будут стремиться узнавать мир через наблюдения, экспериментирование, труд в природе; · будут придерживаться правил гигиены, культуры поведения и культуры питания, будут соблюдать режим дня; · будут уделять больше внимания правилам безопасного поведения в быту, на природе, в общественных местах; · смогут использовать полученные знания и навыки в разных видах деятельности. Показателем полученных знаний дошкольниками являются умения и навыки, которые они используют в практике в повседневных жизненных ситуациях Предполагаемые результаты от внедрения программы «Сердце на ладошке»: Младший дошкольный возраст - имеют представление о семье, о членах семьи; могут перечислить членов семьи по родственным отношениям; знакомы с семейными традициями ; - у детей есть чёткое понимание термина «Родина», что природа наш общий дом, желание сохранять и оберегать; - у детей повысился интерес, ответственное отношение к труду, желание помогать старшим; - у детей развито представления о добре и зле, развито чувство милосердия, любовь к ближним и готовность помогать; - у детей сформировано у детей целостное представление о дружбе и о доброжелательности; - дети знакомы с произведениями народного творчества и промыслами, знают сезонные народные праздники и с нетерпеньем их ожидают. Средний дошкольный возраст - в родственных отношениях, уважительно относятся к старшим, проявляют заботу о пожилых людях, знают семейные традиции и придерживаются их; - у детей развиты патриотические чувства по отношению к своей малой родине, дети понимают необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения; - у детей сформированы навыки организации совместного труда. старательно и аккуратно выполняют поручения взрослых; - сформировано позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, стремление совершать добрые дела и негативное отношение к любому злу; - дети имеют представлений о добре и зле. Дети отзывчивы, умеют сопереживать используя добрые слова ,внимательны к чувствам и желаниям других детей ; - дети знают особенности подготовки и проведения народных праздников. Расширены представления об истории, культуре, традициях родного края; Старший дошкольный возраст - знают домашний адрес, испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери. Дорожат своей семьей, знают про историю своего рода, его традиции правила семейного этикета; - дети знают свой город, предприятия и их значимость; символику, достопримечательности; флору и фауну родного края верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; - дети усвоили вечные ценности: милосердия, сострадания, правдолюбия, и стремятся к добру и неприятию зла. - у детей развиты личностные качества как трудолюбие, желание проявить себя, участвовать в общем труде есть уверенность в своих действиях, устанавливаются дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь. Для детей труд становится потребностью; - у детей сформированы ценностные представления о дружеских взаимоотношений. Бережно относятся к своим товарищам, проявляют доброту и внимание. Умеют анализировать конкретные случаи, возникающие в окружающей действительности, делают правильные выводы и накапливают опыт; - развит интерес к русским традициям и промыслам. Дети знают свою нацию, язык, традиции горды своим народом, его достижениям. Дети вместе со взрослыми исследую особенности каждого народного праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков и взрослых в настоящее время. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н,, Сипачева Е.В.Макеенко Е.П., Котова Л.Н,Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018(Приказ МОН ДНР № 725 от 28.08.2018). Цель программы: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечении безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа выделяет следующие образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 2.1.1. Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально - познавательные и интеллектуально-творческие. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Основные направления: · Формирование элементарных математических представлений; · Развитие познавательно - исследовательской деятельности; · Ознакомление с предметным окружением; · Ознакомление с социальным миром; · Ознакомление с миром природы. Основные задачи: Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром. Методы, позволяющие эффективно проводить работу по направлениям образовательной области «Познавательное развитие»: · Развитие мышления, памяти и внимания: - различные виды деятельности; - вопросы детей; - занятия по развитию логики; - развивающие игры. · Развитие любознательности, познавательной мотивации: - элементарный анализ; -сравнение по сходству и подобию; - группировка и классификация; - моделирование и конструирование; - ответы на вопросы детей; - приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. · Развитие эмоциональной активности: - воображаемая ситуация; - придумывание сказок; - игры – драматизации; - сюрпризные моменты и элементы новизны; - сочетание разнообразных средств на одном занятии. · Развитие взаимосвязи различных видов деятельности: - прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; - перспективное планирование; - беседа. · Коррекция и уточнение детских представлений: - повторение; - экспериментирование; - создание проблемных ситуаций; - беседа. 2.1.2. Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: гармоничное физическое развитие. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры. Формирование основ здорового образа жизни. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Направление физического развития: 1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 2. Физическая культура Задачи: · Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. · Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей · Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления · Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. · Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. · Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений · Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту.
Методы физического развития: Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесные: - объяснения, пояснения, указания - подача команд, распоряжений, сигналов - вопросы к детям - образной сюжетный рассказ, беседа - словесная инструкция Практические: - повторение упражнений без изменений и с изменениями - проведение упражнений в игровой форме - проведение упражнений в соревновательной форме. 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие». Цель: формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основные направления: 1. Развитие речи: - Развивающая речевая среда -формирование словаря -звуковая культура речи -грамматический строй речи -связная речь 2. Приобщение к художественной литературе Задачи: · Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. · Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя, связной – диалогической и монологической форм. · Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. · Практическое овладение воспитанниками нормами речи. · Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. · Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Методы развития речи: · Наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). · Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть; - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядной материал. · Практические: - дидактические игры; -игры-драматизации - инсценировки -хороводные игры
2.1.4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Направления социально-коммуникативного развития: 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание 2. Ребенок в семье и сообществе 3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание 4. Формирование основ безопасности. Задачи: · Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. · Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. · Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. · Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. Формирование гендерной, семейной принадлежности. · Развитие навыков самообслуживания, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. · Воспитание культурно-гигиенических навыков. · Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. · Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию. · Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого ребенка. · Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. · Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. · Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. · Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Методы: - решение небольших логических задач, отгадывание загадок; - приучение к размышлению, эвристические беседы; - беседы на этические темы; - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций; рассказывание по картинам, иллюстрациям, их обсуждение; -задачи на решение коммуникативных ситуаций; -придумывание сказок; - приучение к положительным формам общественного поведения; - показ действий; примеры взрослого и детей; -Целенаправленное наблюдение; -Разыгрывание коммуникативных ситуаций; -Создание контрольных педагогических ситуаций. Виды деятельности, способствующие социально-коммуникативному развитию детей: - игровая деятельность; - изобразительная деятельность; - предметная деятельность; -трудовая деятельность; - познавательная деятельность; -наблюдение. 2.1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Основные направления: 1. Приобщение к искусству; 2. Изобразительная деятельность; 3. Конструктивно-модельная деятельность; 4. Музыкальная деятельность. Задачи: · Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства; · Приобщение детей к народному и профессионального искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства. Воспитание умения понимать содержание произведений искусства. · Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. · Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности. · Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. · Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. · Приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. · Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. · Формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. · Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование песенного, музыкального вкуса. · Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. · Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Удовлетворение потребности в самовыражении.
5 мая 2021 в 15:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.